Росселино, Бернардо


Росселино, Бернардо
(Rossellino, Bernardo) 1409, Сеттиньяно, близ Флоренции — 1464, Флоренция. Итальянский скульптор и архитектор. Рано осиротевший, воспитал и обучил мастерству скульптора четырех младших братьев, среди которых самым одаренным был Антонио Росселино. Работал во Флоренции, Риме (1430-е), Ареццо (1434), Пиенце (1460—1462). Как архитектор руководил постройкой палаццо Руччелаи во Флоренции (ок. 1446—1451), проект для которого сделал Альберти. Б. Росселино-архитектору принадлежит и единственный в Италии XV в. новый архитектурный ансамбль — застройка центральной городской площади Пиенцы (1460—1462), в течение нескольких лет исполнял обязанности capomaestro — главного архитектора собора во Флоренции. Скульптурное наследие Бернардо Росселино невелико по объему, но занимает важное место в истории флорентийской скульптуры XV в. Самой его значительной работой является надгробие видного итальянского гуманиста, канцлера Флорентийской республики Леонардо Бруни (ок. 1445—1450, Флоренция, церковь Санта Кроче). Новый, ренессансный тип пристенного надгробия был разработан еще Донателло, в воздвигнутом им в 1420-х надгробии антипапы Иоанна XIII. Но классический тип ренессансного надгробия представляет памятник Леонардо Бруни. Надгробие флорентийского канцлера величественно, гармонично, полно торжественности и спокойствия. Прямоугольный саркофаг с прахом канцлера украшает надпись на латыни: "Когда Леонардо ушел из жизни, История оделась в траур, Красноречие умолкло, а обе музы — латинская и греческая, не смогли сдержать слез". Сам усопший возлежит над саркофагом, на ложе, обратив к нам спокойное немолодое лицо и прижимая к груди своей главный труд — Историю Флоренции. Надгробие заключено в строгое и величественное архитектурное обрамление с двумя большими пилястрами, поддерживающими величественную арку с рельефами, изображающими Мадонну с Младенцем и двумя ангелами. Арку увенчивают фигуры двух крылатых путти, поддерживающих герб семьи Бруни. Поразительна гармония, связывающая воедино в надгробии Бруни все эти разнородные элементы, ясность и строгость композиции, сдержанность цветовой гаммы, в которой белому мрамору аккомпанирует зеленый и розово-красный. Надгробие Леонардо Бруни осталось главной работой Бернардо Росселино-скульптора и оказало большое влияние на развитие этого типа надгробного монумента во Флоренции. Среди других немногочисленных его работ выделяется прекрасная скульптурная группа Благовещение (начата в 1444, Эмполи, Колледжата, Музей) с полными одухотворенности, поэтичности, пластической красоты фигурами Марии и архангела Гавриила.
Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии XIII—XV вв. М., 1987; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. М., 1977. Т. II; Seymour Ch. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Росселино, Бернардо" в других словарях:

  • Росселино, Антонио — (Rossellino, Antonio) 1427, Флоренция 1479, Флоренция. Итальянский скульптор. Младший брат и ученик скульптора Бернардо Росселино. Работал во Флоренции, Эмполи, Фаэнце, Венеции, возможно в Неаполе. Один из ведущих мастеров Флоренции 2 й пол. XV в …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Росселлино, Бернардо — …   Википедия

  • Дезидерио да Сеттиньяно — (Desiderio da Settignano) Ок. 1430, Сеттиньяно 1464, Флоренция. Итальянский скульптор. Возможно, учился у Бернардо Росселино, на творческое формирование Дезидерио значительное влияние оказали работы Донателло. Происходил из семьи мраморщиков и… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Флоренция* — (итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia цветущий город ) главный город провинции Ф., до 1859 г. главный город Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43°46 с. ш. и 11°17 в. д. от Гринвича,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Флоренция, город — (итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia цветущий город ) гл. гор. провинции Ф., до 1859 г. гл. гор. Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43° 46 с. ш. и 11° 17 в. д. от Грин., на высоте,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Изобразительное искусство Италии — «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З …   Википедия

  • Гамберелли — (Антонио и Бернардо) флорентийские художники см. Росселино …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянское искусство* — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянское искусство — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РОББИА — (Robbia), семья итальянских скульпторов и мастеров прикладного искусства эпохи Возрождения. Лука делла Роббиа (Luca della Robbia) (ок. 1399 1482), скульптор и ювелир, родился во Флоренции. Его первая значительная работа созданная в 1431 1438… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.